Вторник
25.07.17
02.38.27
Поиск
Категории раздела
мои статьи [10]
астрономия [12]
внеклассная работа [1]
воспитательная работа [2]
нормативные документы [3]
турниры и конкурсы [1]
контрольные работы [32]
самостоятельные работы [7]
другое [11]
сборники задач и другие книги [2]
уроки 6 класс [0]
уроки 7 класс [1]
уроки 8 класс [1]
уроки 9 класс [8]
уроки 10 класс [23]
уроки 11 класс [7]
учителю [2]
Новости партнеров
Социальные сети
РЕКЛАМА
http://redclick.ru/r/fiATbFZXWWAwOSE=/ http://wizard-banners.com/FD32cnlzYWxrYTI4
РЕКЛАМА
Облако тегов
олимпиаднику. ответы тесты егэ 2009 законы кабинет физики класс решения тестирование по физике Физика - задачи формулы экзаменационные билеты Учителю физики абитуриенту. Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани ученику Агрогородок Техтин анекласная работа физика и фольклор Информатика после школы контрольные самостоятельные физика МО учителей физики скорость света вязание крючком Рымкевич видео по физике сайт репетитор по физике милашка сайт для девочек занимательные опыты задачи с решенияи Решебник задач по физике сборники по физике Дидактический материал Сборники и книги по физике Абитуриенту ЦТ наши будни телепортация червоточина Кротовая нора задачи задачи 6 класс задачи с решениями олимпиада 7 класс олимпиаду олимпиалнику 7класс Олимпиаднику 8 класс Исаченкова 8класс Исаченкова 8 класс ссылки в поиск закон сохранения энергии ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ Исследовательская деятельность диффузия ссылки 9 класс Олимпиада энергосбережение возобновляемые источники энергии законы сохранени источники энергии охрана окружающей среды проблемы экологии экономия информационные технологии проектная деятельность возобновляемые источники брошюры альтернативные виды энергии презентация электрический ток проект видео мой город скачать самостоятельная работа 10 класс 11 класс ? класс самоястоятельная работа 7 класс контрольная работа теплобмен Котрольные работы контрольные работы самостоятельные работы Равновесие тел исследовательская работа оптика свет
Форма входа
Статистика
КАБИНЕТ ФИЗИКИ

Кабинет физики

Ученикам, абитуриентам, учителям! Олимпиады, презентации, контрольные работы, видео по физике и др.

добавить на Яндекс
Главная » Статьи » Методическая капилка » астрономия

Урок №5 "Способы определения географической широты."

Знать:

1-й уровень (стандарт) - как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах.

2-й уровень - как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах, правила работы с угломерными приборам.

    Уметь:

1-й уровень (стандарт) - находить Полярную звезду и географическую широту по ней, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.

2-й уровень - находить Полярную звезду и географическую широту по ней, уметь доказывать, что высота полюса мира равна географической широте, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.

 

Оборудование: ПКЗН, Небесная сфера, Фото околополярной области, Теодолит или другой угломерный инструмент, географическая карта, дидактический материал с/р №2. CD- "Red Shift 5.1" (Экскурсии - Звездное небо и широта).

Межпредметная связь: Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 3-5 кл). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 3-5 кл).

 

Ход урока:

I. Новый материал (15 мин).

1. В одно и то же время в разных местах вид звездного неба на разных географических широтах неодинаков. Например: высота Полярной звезды (полюса мира) на разных широтах разная.

По фотографии околополярной области неба [Фото околополярной области, или рис.         учебника] вращение неба происходит вокруг Северного полюса мира, а Полярная звезда примерно на 1о отстает от полюса (ее склонение δ=89о16").

в Москве около 56о

в Мурманске 68о

во Владивостоке 43о

в Новосибирске 55о

Теорема: Высота полюса мира над горизонтом (hp) равна географической широте места наблюдения (приближенно φ≈h Полярной звезды).
Доказано в 320г до н.э. - Питеас (Древняя Греция).

 

 

Доказательство:
О - находится наблюдатель на Земле <АО1О= φ географической широте место наблюдения.  Горизонт
отвесной линии. SN – полуденная линия. Ось мира ║ оси вращения Земли. <PON – высота полюса мира. <PON=<AO1O или hp= φ [фор.2] как углы с соответственно – перпендикулярными сторонами.

125г до н.э. Гиппарх (180-125г, Др. Греция) ввел географические координаты. В 1618-1622г И. Кеплер (1571-1630, Германия) определяет географические координаты некоторых крупнейших городов мира [впервые] в работе "Сокращение (или очерки) Коперниковой астрономии”.

2. Суточное движение светил на разных широтах.

На полюсе (φ =90о= hp) Параллельно плоскости горизонта.

Средние широты (0о<φ<90o) Под углом к горизонту = с востока на запад.

На экваторе (φ=0о, hp=0o) Отвесно (перпендикулярно) к горизонту.

По суточным параллелям (местоположению Полярной звезды) можно получить представление о географической широте места наблюдения

3. Вывод формулы высоты светила.

1.  Светило кульминирует к югу от точки

      зенита   = М.

ZQ=φ= PN=hp

ZM=z1=90-h1 QM=δ1

φ = δ1+z1; [форм.3]

h=90-φ+δ

2. Светило кульминирует к северу от точки     зенита = М1.

ZQ=φ= PN=hp

ZM1=z2=90-h2 QM12

φ= δ2-z2; [форм.4]

h=90+φ-δ

Как с ориентироваться → где кульминирует светило от зенита?

если: δ<φ - кульминирует к югу, М

если: δ>φ - кульминирует к северу, М1

II. Закрепление материала.(10 мин)

а). Рассматривается пример1 (стр.   учебника, при необходимости, показывается запись решения).

б) Индивидуальные карточки по теме "Небесные координаты. Кульминация светил". (Н.Н. Гомулина)

в). Стр.       . (совместно рассматривается решение)

 

 

Дано:   hВ=50o46'  hн=35054'  

Из чертежа видно, что

φ= hн+ (hВ- hн)/2=(hВ+hн)/2

φ=(50о46'+35о54')/2=(86о40')/2=43о20'

h=90о+φ-δ δ =90о+φ-hВ

δ =90о+43о20'-50о46'=82о40'

Ответ: φ=43о20', δ=82о40'

φ =?, δ=?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Диктант [перед собой ПКЗН] [10 -12 мин.]     Или ТЕСТ "Небесная сфера" (Гомулиной Н.Н.)

  1. Каково склонение Солнца в день летнего Солнцестояния (22 июня) [23o26']
  2. Каково склонение Солнца в день осеннего равноденствия (23 сентября) [0o]
  3. Какие созвездия называют зодиакальные? [через которые проходит эклиптика]
  4. В каком созвездии находится сегодня Солнце? , его координаты? [по ПКЗН-Девы]
  5. Сегодня склонение Солнца >O или <O. [по ПКЗН - <0]
  6. Какова географическая широта с.Колыбелька, если hр=54о04' [φ=hр=54о04']
  7. Как проходит суточное движение светил, для наблюдателя, находится на северном полюсе Земли? [параллельно горизонту]
  8. Кульминируют ли светила на Северном полюсе Земли? [да, но hВ= hн]
  9. По какой формуле можно вычислить полуденную высоту Солнца? [ h=90o- φ+δ]
  10. Перечислите созвездия, через которые проходят: а) небесный экватор; б) Млечный Путь. [а) Рыбы, Кит, Телец (граница), Орион, Единорог, Гидра, Секстант, Лев, Дева, Змея, Змееносец, Орел, Водолей   б) Скорпион, Стрелец, Щит,  Змея, Орел, Стрела, Лисичка, Лебедь, Кассиопея,  Персей, Возничий, Орион, Единорог, Корма)   ]
  11. В Новосибирске [φ=55о] звезда кульминирует на высоте hВ=45о. Каково склонение звезды? [h=90o- φ+δ δ=100o-90o=10o]
  12. Звезда кульминирует к югу на 15о и имеет склонение 45о. Какова географическая широта места наблюдения? [φ= δ + Z=60o]
  13. Земля 4 января находится ближе всего к Солнцу. В каком созвездии в это время находится Солнце?[Стрелец]
  14. К югу, или к северу от зенита кульминирует светило, если δ<φ? [к югу]
  15. Вычислите полуденную высоту Солнца сегодня в с. Колыбельке[φ=54о]. [по ПКЗН δ≈-2о h=90o - φ+δ= 90o-54o-2o=34o]

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (для расширения, или замены заданий):

  1. В какое время взойдет над горизонтом 12 апреля звезда a Лиры? (по ПКЗН, около 18 час)
  2. Определите момент нижней кульминации звезды a Кассиопеи на 21 марта. (по ПКЗН, около 0ч40м)
  3. Звезда Ригель находится в нижней кульминации. В какое время сегодня произойдет это явление? (по ПКЗН, например на 3 октября 16ч30м)
  4. Установите, "под каким созвездием вы родились", то есть, в каком созвездии было Солнце в ваш день рождения. Для этого соедините линией полюс мира и дату вашего рождения и посмотрите, в каком созвездии эта линия пересечет эклиптику. Почему результат расходится с указанным в гороскопе?
  5. В какое время сегодня взошло Солнце? В какое время оно зайдет? Определите продолжительность дня. (по ПКЗН, например на 3 октября восход 7ч30м, заход 19ч00м, продолжительность 11ч30м)
  6. Группа школьников отправилась в поход в юго-восточном направлении. В каком направлении им следует возвращаться? (северо-западном)

Итог:

  1. Как определить в любом месте географическую широту?
  2. Как найти высоту любого светила (а Солнца)?
  3. Оценки.
Домашнее задание: §       вопросы стр.    повторить стр.  
Карточки
самостоятельной работы №2 , Практическая работа №2
 
Категория: астрономия | Добавил: Admin (28.10.09) | Автор: Татьяна W
Просмотров: 3119
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]