Вторник
19.09.17
15.25.52
Поиск
Категории раздела
мои статьи [10]
астрономия [12]
внеклассная работа [1]
воспитательная работа [2]
нормативные документы [3]
турниры и конкурсы [1]
контрольные работы [32]
самостоятельные работы [7]
другое [11]
сборники задач и другие книги [2]
уроки 6 класс [0]
уроки 7 класс [1]
уроки 8 класс [1]
уроки 9 класс [8]
уроки 10 класс [23]
уроки 11 класс [7]
учителю [2]
Новости партнеров
Социальные сети
РЕКЛАМА
http://redclick.ru/r/fiATbFZXWWAwOSE=/ http://wizard-banners.com/FD32cnlzYWxrYTI4
РЕКЛАМА
Облако тегов
олимпиаднику. ответы тесты егэ 2009 законы кабинет физики класс решения тестирование по физике Физика - задачи формулы экзаменационные билеты Учителю физики абитуриенту. Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани ученику Агрогородок Техтин анекласная работа физика и фольклор Информатика после школы контрольные самостоятельные физика МО учителей физики скорость света вязание крючком Рымкевич видео по физике сайт репетитор по физике милашка сайт для девочек занимательные опыты задачи с решенияи Решебник задач по физике сборники по физике Дидактический материал Сборники и книги по физике Абитуриенту ЦТ наши будни телепортация червоточина Кротовая нора задачи задачи 6 класс задачи с решениями олимпиада 7 класс олимпиаду олимпиалнику 7класс Олимпиаднику 8 класс Исаченкова 8класс Исаченкова 8 класс ссылки в поиск закон сохранения энергии ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ Исследовательская деятельность диффузия ссылки 9 класс Олимпиада энергосбережение возобновляемые источники энергии законы сохранени источники энергии охрана окружающей среды проблемы экологии экономия информационные технологии проектная деятельность возобновляемые источники брошюры альтернативные виды энергии презентация электрический ток проект видео мой город скачать самостоятельная работа 10 класс 11 класс ? класс самоястоятельная работа 7 класс контрольная работа теплобмен Котрольные работы контрольные работы самостоятельные работы Равновесие тел исследовательская работа оптика свет
Форма входа
Статистика
КАБИНЕТ ФИЗИКИ

Кабинет физики

Ученикам, абитуриентам, учителям! Олимпиады, презентации, контрольные работы, видео по физике и др.

добавить на Яндекс
Главная » Статьи » Методическая капилка » астрономия

Урок №7 "Видимое движение планет"
 
Урок № _____ Тема: Видимое движение планет. Цель: Познакомить учащихся с составом Солнечной системы, понятий о космических и небесных явлениях, связанных с обращением планет вокруг Солнца и видимым движением других космических тел: петлеобразным движением планет, конфигурациями и их видами, периодами обращения. Задачи: 1. Обучающая: систематизация понятий о небесных явлениях: видимом движении и конфигурациях планет, наблюдающихся в результате взаимного перемещения и расположения небесных светил относительно земного наблюдателя; подробное рассмотрение причин и характеристик космического явления обращения планет вокруг Солнца и его следствий - небесных явлений: видимого движения внутренних и внешних планет на небесной сфере и их конфигураций (верхнего и нижнего соединений, элонгаций, противостояний, квадратур), атмосферной рефракции.
2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с религиозными предрассудками.
3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии при решении соответствующих расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений. Знать: 1-й уровень (стандарт) – общую характеристику состава Солнечной системы (сведения о телах и характерные закономерности), видами конфигурации, понятием синодического и сидерического периодов обращения и их взаимосвязи. 2-й уровень - общую характеристику состава Солнечной системы (сведения о телах и характерные закономерности), видами конфигурации, понятием синодического и сидерического периодов обращения и их взаимосвязи, формулы, выражающие связь между сидерическими и синодическими периодами обращения и вращения планет; Уметь: 1-й уровень (стандарт) – определять вид конфигурации и производить простейшие вычисления периодов обращения, использовать Астрономические календари, справочники и подвижную карту звездного неба для определения условий наступления и протекания данных небесных явлений. 2-й уровень - определять вид конфигурации, использовать Астрономические календари, справочники и подвижную карту звездного неба для определения условий наступления и протекания данных небесных явлений, решать задачи, связанные с расчетом положения и условий видимости планет с учетом формул, выражающих связь сидерических и синодических периодов их обращения и вращения. Оборудование: Таблица "Солнечная система”, слайд-фильм "Строение Солнечной системы”, диапозитивы: петлеобразное движение планеты, конфигурация и фазы внутренних планет, модель планетной системы, д/ф "Видимое движение небесных тел”, к/ф "Планетная система”, "Петля Марса”. Таблица – "Состав Солнечной системы”. ПКЗН. CD- "Red Shift 5.1" (Экскурсии -2. Солнце, Земля и Луна - Зигзаги планет; принцип нахождение небесного объекта в заданный момент времени, Лекции - Блуждающие планеты). Межпредметная связь: математика (развитие вычислительных навыков и геометрических представлений), первоначальное представление учащиеся о строении Солнечной системы, полученных в курсах природоведения и истории. Ход урока: 1.Повторение материала (8-10мин)
А) Вопросы:
· Сообщение о календаре.
· Решение задачи №4 (стр. 29).
· Решение задачи №5 (стр. 29).
· Решение задачи №7 (стр. 29).
· Связь времени с долготой. Всемирное и другие виды времени.
Б) Остальные: 1. Кроссворд 1 Точка небесной сферы над головой наблюдателя. [зенит] 2 Планета земной группы СС. [Венера] 3 Явление прохождения небесного меридиана. [кульминация] 4 Система счета времени. [календарь] 5 Часть телескопа. [окуляр] 2. Укажите причины небесных явлений, отмечая напротив каждого варианта вопроса верный номер варианта ответа, например: А1; Б2; В3 и т.д. Небесные явленияКосмические явления

А. Видимое вращение звездного неба
Б. Смена времен года
В. Смена дня и ночи
Г. Смена фаз Луны
Д. Восход и заход небесных светил
Е. Видимое движение Солнца по небу в течение дня
Ж. Солнечные затмения
З. Изменение высоты Солнца над горизонтом в течение года
И. Лунные затмения1) вращения Земли вокруг своей оси;
2) вращения Луны вокруг Земли;
3) вращения Земли вокруг Солнца.
Правильные ответы:
А1; Б3; В1; Г2; Д1; Е1; Ж 2; З 3; И 2

3. Работа по вопросам. 1. Азимут светила 45°, а высота 60°. В какой стороне неба светило? [на западе] 2. Определите созвездие в котором находится звезда α=4ч14м, δ=16°28'. [α- Тельца - Алдебаран] 3. Когда в течение суток зенитное расстояние Солнца равно 90о ? [ восход, заход] 4. Сколько суток содержал в 1918г в РФ в связи с реформой, календарь? [365-13=352сут] 5. Планета видна на расстоянии 120о от Солнца. Верхняя или нижняя эта планета? [верхнее] 6. 20 марта 1997г было противостояние Марса. В каком созвездии находился Марс? [Рыбы – точка γ] 7. Сохранится ли видимая с Земли конфигурация созвездий, если астронавт будет наблюдать звездное небо с Марса? [да]
Тест №1
2. Новый материал (15мин)
1. Состав Солнечной системы: 1. Планеты- На сегодня известно 8 больших планет со спутниками и кольцами: Меркурий, Венера, Земля ( с Луной), Марс ( с Фобосом и Деймос), Юпитер ( с кольцом и не менее 63 спутников), Сатурн ( с мощным кольцом и не менее 55 спутников) – эти планеты видны невооруженным глазом; Уран (открыт в 1781г, с кольцом и не менее 29 спутника), Нептун (открыт в 1846г, с кольцом и не менее 13 спутников). 2. Карликовые планеты - Плутон (открыт в 1930г, с Хароном и еще 2 спутниками = был планетой до 24.08.2006 года), Церера (первый астероид открыт в 1801г), и объекты пояса Койпера: Зена (Xena, объект 2003UB313 - официальное название 136199 Eris (Эрис)) и Седна (объект 90377), находящиеся за орбитой Плутона и открытые в 2003 году. 3. Малые планеты – астероиды = (первый Церера открыт в 1801г - переведен в разряд карликовых планет с 24.08.2006г ), расположены в основном в 4-х поясах: Главном – между орбитами Марса и Юпитера, поясе Койпера – за орбитой Нептуна, троянцы: на орбите Юпитера и Нептуна. Размеры менее 800 км. Сейчас известно почти 300 000. 4. Кометы – небольшие тела до 100 км в диаметре, конгломерат пыли и льда, движущиеся по очень вытянутым орбитам. Облако Оорта (резервуар комет) находится на периферии Солнечной системы. 5. Метеорные тела – небольшие тела от песчинок до камней в несколько метров диаметром (образуются от комет и дробления астероидов). Небольшие при входе в земную атмосферу сгорают, а те, которые достигают Земли – метеориты. 6. Межпланетная пыль – от комет и дробления астероидов. Мелкая выталкивается на периферию Солнечной системы солнечным давлением, а более крупные притягиваются планетами и Солнцем. 7. Межпланетный газ – от Солнца и планет, очень разряжен. В нем распространяется "солнечный ветер” – поток плазмы (ионизированного газа от Солнца). 8. Электромагнитное излучение и гравитационные поля – Солнечная система пронизана магнитными полями Солнца и планет, гравитационными полями и электромагнитными волнами различной длины волн, порождаемые планетами и Солнцем.

2. Петлеобразное движение планет.
Более чем за 2000 лет до НЭ люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу – их позже греки назвали "блуждающими” – планетами. К ним относили Луну и Солнце. Нынешнее название планет заимствовано у древних римлян. Выяснилось, что планеты блуждают в зодиакальных созвездиях. Но объяснить смог только Н.Коперник в начале 16в видимым отображением на небесной сфере в силу движения Земли и планет с разными скоростями вокруг Солнца.

Траектория движения небесного тела называется его орбитой. Скорости движения планет по орбитам убывают с удалением планет от Солнца. Плоскости орбит всех планет Солнечной системы лежат вблизи плоскости эклиптики, отклоняясь от нее: Меркурий на 7о , Венера на 3,5о; у других наклон еще меньше.
По отношению к орбите и условиям видимости с Земли планеты разделяются на внутренние (Меркурий, Венера) и внешние (Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Внешние планеты всегда повернуты к Земле стороной, освещаемой Солнцем. Внутренние планеты меняют свои фазы подобно Луне.
3. Конфигурация планет.
Конфигурация – характерное взаимное расположение планет относительно Солнца и Земли.
Нижние – соединение (верхнее и нижнее – планета находится на прямой Солнце-Земля) и элонгация (западная и восточная – наибольшее угловое удаление планеты от Солнца: Меркурия-28о, Венеры-48о – лучшее время наблюдения планет).
В нижнем соединении Венера и Меркурий периодически проходят по диску Солнца:
Меркурий в мае и ноябре 13 раз в 100 лет. Последние прошли 7.05.2003г и 8.11.2006г, а будут 9.05.2016г и 11.11.2019г.
Венера в июне и декабре повторяются через 8 и 105,5, или 8 и 121,5 лет, последнее было 8.06.2004г а будет 6.06.2012г.
Верхние – квадратура (западная и восточная – четверть круга) и соединение (противостояние – когда планета за Землей от Солнца – лучшее время наблюдения внешних планет, она полностью освещена Солнцем).
4. Периоды обращения планет.
В ходе разработки гелиоцентрической системы строения мира Н.Коперник получил формулы (уравнения синодического периода) для расчета периодов обращения планет и впервые их вычислил.
Сидерический (T – звездный) –промежуток времени в течение которого планета совершает полный оборот вокруг Солнца по своей орбите относительно звезд.
Синодический (S) – промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми конфигурациями планеты.
Нижние (внутренние) планеты движутся по орбите быстрее Земли, а верхние (внешние) медленнее.
Если планета совершает полный оборот за период Т, то в сутки она сместится по орбите на 360о/Т, а Земля на 360о/Тз.
Тогда для нижней планеты разность средних смещений есть наблюдаемое суточное смещение 360о/S=360о/Т - 360о/Тз или 1/S=1/Т - 1/Тз (фор.12), а для верхней 1/S=1/Тз - 1/Т (фор.13)


внутренней

внешней


Астрономическая рефракция - явление преломления (искривления) световых лучей при прохождении через атмосферу, вызванное оптической неоднородностью атмосферного воздуха. Вследствие уменьшения плотности атмосферы с высотой искривленный луч света обращен выпуклостью в сторону зенита. Рефракция изменяет зенитное расстояние (высоту) светил по закону: r = a * tg z, где: z - зенитное расстояние, a = 60,25" - постоянная рефракции для земной атмосферы (при t = 0оС, p = 760 мм. рт. ст.).
В зените рефракция минимальна - она возрастает по мере наклона к горизонту до 35' и сильно зависит от физических характеристик атмосферы: состава, плотности, давления, температуры. Вследствие рефракции истинная высота небесных светил всегда меньше их видимой высоты: рефракция "поднимает" изображения светил над их истинными положениями. Искажаются форма и угловые размеры светил: на восходе и закате близ горизонта "сплющиваются" диски Солнца и Луны, поскольку нижний край диска поднимается рефракцией сильнее верхнего.
Искажается показатель преломления света в зависимости от длины волны: при очень чистой атмосфере человек может увидеть на заходе или восходе Солнца редкий "зеленый луч". Поскольку расстояния до звезд несравнимо превосходят их размеры, можно считать звезды точечными источниками света, лучи которых распространяются в пространстве по параллельным прямым. Преломление лучей звездного света в атмосферных слоях (потоках) разной плотности вызывает мерцание звезд - неравномерные усиления и ослабления их блеска, сопровождающиеся изменениями их цвета ("игрой звезд").
Земная атмосфера рассеивает солнечный свет на случайных микроскопических неоднородностях плотности воздуха, сгущениях и разрежениях размерами 10-3-10-9 м. Интенсивность рассеяния света обратно пропорциональна четвертой степени длины световой волны (закон Рэлея). Сильнее всего рассеиваются короткие волны: фиолетовые, синие и голубые лучи, слабее всего - оранжевые и красные. Вследствие этого земное небо имеет днем голубой цвет. Ночью на Земле никогда не бывает абсолютно темно: рассеянный в атмосфере свет звезд и давно зашедшего Солнца создает ничтожно малую освещенность в 0,0003 лк.
Продолжительность светового времени суток - дня всегда превышает промежуток времени от восхода до захода Солнца. Рассеяние солнечных лучей в земной атмосфере порождает сумерки, плавный переход от светлого времени суток - дня к темному - ночи, и обратно. Сумерки возникают из-за подсвечивания верхних слоев атмосферы Солнцем, находящимся ниже линии горизонта. Продолжительность их определяется положением Солнца на эклиптике и географической широтой места.
Различают гражданские сумерки: период времени от захода Солнца (верхнего края солнечного диска) до его погружения на 6о -7о под горизонт;
навигационные сумерки - до момента погружения Солнца под горизонт на 12о;
астрономические сумерки - пока угол не составит 18о.
На высоких (± 59,5о ) широтах Земли наблюдаются белые ночи - явление прямого перехода вечерних сумерек в утренние при отсутствии темного времени суток. Обобщено в таблице. Космические явленияНебесные явления, возникающие вследствие данных космических явлений
Атмосферные явления1) Атмосферная рефракция:
- искажение небесных координат светил;
- необходимость поправки экваториальных координат небесных светил на рефракцию;
- искажение формы и угловых размеров небесных светил по высоте на восходе и закате;
- мерцание звезд;
- "зеленый луч".
2) Рассеяние света в атмосфере Земли:
- голубой цвет дневного неба;
- синий, сиреневый цвет вечернего (утреннего) неба;
- сумерки.
- продолжительность светового времени суток (дня) всегда превышает промежуток времени от восхода до захода Солнца;
- белые ночи; полярный день и полярная ночь на высоких широтах;
- свечение ночного неба;
- заря; красный цвет зари;
- покраснение дисков Солнца и Луны на восходе и закате.


· III. Закрепление материала (8 мин) 1. Просмотреть пример №3 (стр. 34). 2. Марс в противостоянии виден в созвездии Весов. В каком созвездии находится в это время Солнце? (Овен) 3. В каком созвездии находится Меркурий (Венера), если планета сейчас в верхнем (нижнем) соединении с Солнцем? (по ПКЗН в зодиакальных созвездиях нахождения Солнца) 4. 21 июля 2001 года Меркурий в наибольшей западной элонгации. В каком созвездии в какое время суток и сколько времени можно наблюдать эту планету? (В западной элонгации планета наблюдается вечером, по ПКЗН Близнецы-Телец, 28о/15о=1час 52 мин). 5. Каковы условия видимости Земли с поверхности Луны? Орбиты спутника Венеры? С поверхности Марса? (Обратить внимание на положение Солнца, мешающего видимости) 6. CD- "Red Shift 5.1":
= показывается (при необходимости) принцип нахождения объекта в заданное время и пример для Марса нахождения предыдущего и следующего противостояния. (26.10.2006г и 5.12.2008г)
= в каких созвездиях, какова фаза, звездная величина, элонгация и угловой диаметр планет, Солнца, Луны (находим лучше всего в астрономическом календаре)
= какие планеты в октябре находятся в соединении с Солнцем (для 2007г это Меркурий в нижнем) 7. Какова продолжительность года на Марсе, если между двумя противостояниями проходит 780d? (1/S=1/Тз - 1/Т, отсюда Т= (Тз.S)/(S- Тз)= (365,25.780)/(780-365,25)=686,9d) 8. Наиболее удобно наблюдать Меркурий вблизи его элонгаций. Почему? Как часто они повторяются, если год на Меркурии равен 88d? (не так мешает свет Солнца, 1/S=1/Т - 1/Тз, отсюда S=(88.365,25)/(365,25-88)=115,9d) 9. Противостояние Юпитера наблюдалось 30 апреля 1994г в 13,9ч. Когда будет следующее противостояние? Будет ли оно видно?
· Решение: По формуле 13 получим S=1,092года=1,092.365,25=1 год + 34 дня. Добавляем к данной дате и получим противостояние 2 июня 1995г. По ПКЗН находим - созвездии Змееносца между 16 и 17 час, то есть в дневное время - не видимо.
Итог: 1) Что такое конфигурация? Ее виды. 2) Что такое сидерический и синодический период? 3) Состав Солнечной системы. 4) Почему на звездных картах не указывают положения планет? 5) В каких созвездиях надо искать на небе планеты? 6) Какие планеты могут наблюдаться на фоне диска Солнца? 7) Сдать контрольную работу, кроссворд, сообщение, опросник (то что делали - что задавалось) по первой главе "Введение в астрономию". 8) Оценки
Домашнее задание: § ; вопросы и задания стр. .
Задания из сборника олимпиадных задач В.Г. Сурдина:
4.10. На Земле солнечные сутки длиннее звездных, а на Венере – наоборот. Почему? (для решения нужно помнить, что Земля вращается вокруг своей оси в противоположном направлении от направления, в котором она обращается вокруг Солнца. Венера – единственная из планет Солнечной системы, вращающаяся в том же направлении, в котором она обращается вокруг Солнца. Солнце на Венере опускается за горизонт раньше звезд, одновременно с которыми оно взошло).
4.13. Считается, что у Венеры бывает либо утренняя, либо вечерняя видимость. А можно ли наблюдать Венеру в течение одних суток и утром и вечером? (Ответ: "да". Явление "двойной видимости" Венеры наблюдается в случае большого различия между склонениями Солнца и Венеры. В этом случае в средних и северных широтах Венера всходит чуть раньше Солнца, а заходит чуть позже Солнца).
Категория: астрономия | Добавил: Admin (09.11.09)
Просмотров: 2362 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
http://www.kabinetfiziki.ucoz.ru/load....1-0-212
по этой ссылке можно скачать данный урок wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]