Среда
22.11.17
16.20.25
Поиск
Категории раздела
мои статьи [10]
астрономия [12]
внеклассная работа [1]
воспитательная работа [2]
нормативные документы [3]
турниры и конкурсы [1]
контрольные работы [32]
самостоятельные работы [7]
другое [11]
сборники задач и другие книги [2]
уроки 6 класс [0]
уроки 7 класс [1]
уроки 8 класс [1]
уроки 9 класс [8]
уроки 10 класс [23]
уроки 11 класс [7]
учителю [2]
Новости партнеров
Социальные сети
РЕКЛАМА
http://redclick.ru/r/fiATbFZXWWAwOSE=/ http://wizard-banners.com/FD32cnlzYWxrYTI4
РЕКЛАМА
Облако тегов
олимпиаднику. ответы тесты егэ 2009 законы кабинет физики класс решения тестирование по физике Физика - задачи формулы экзаменационные билеты Учителю физики абитуриенту. Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани ученику Агрогородок Техтин анекласная работа физика и фольклор Информатика после школы контрольные самостоятельные физика МО учителей физики скорость света вязание крючком Рымкевич видео по физике сайт репетитор по физике милашка сайт для девочек занимательные опыты задачи с решенияи Решебник задач по физике сборники по физике Дидактический материал Сборники и книги по физике Абитуриенту ЦТ наши будни телепортация червоточина Кротовая нора задачи задачи 6 класс задачи с решениями олимпиада 7 класс олимпиаду олимпиалнику 7класс Олимпиаднику 8 класс Исаченкова 8класс Исаченкова 8 класс ссылки в поиск закон сохранения энергии ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ Исследовательская деятельность диффузия ссылки 9 класс Олимпиада энергосбережение возобновляемые источники энергии законы сохранени источники энергии охрана окружающей среды проблемы экологии экономия информационные технологии проектная деятельность возобновляемые источники брошюры альтернативные виды энергии презентация электрический ток проект видео мой город скачать самостоятельная работа 10 класс 11 класс ? класс самоястоятельная работа 7 класс контрольная работа теплобмен Котрольные работы контрольные работы самостоятельные работы Равновесие тел исследовательская работа оптика свет
Форма входа
Статистика
КАБИНЕТ ФИЗИКИ

Кабинет физики

Ученикам, абитуриентам, учителям! Олимпиады, презентации, контрольные работы, видео по физике и др.

добавить на Яндекс
Главная » Статьи » Методическая капилка » другое

Реализация требований дифференцированного подхода в обучении на уроке в образовательной школе и гимназии.
Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно это делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он сделал сам.
Ф. Нейман.
Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умственных способностей требует изучения начал всех основных наук.
  Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, предрасположенностью к лучшему восприятию абстрактного или конкретно-образного материала, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. В еще худшие условия мы ставим при этом слабых учащихся, которые не могут воспринять материал, не рассчитанный на их способности и подготовку.
Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения физики может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима. Для старших классов она частично решается существованием факультативов, индивудуально-групповые занятия. Практика преподавания физики в школе привела к выводу о целесообразности разделения учащихся класса на группы. К первой группе относятся учащиеся с низкой успеваемостью, неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Ко второй группе относятся учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы. В третью группу входят учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения, сочетающие знание теории с умением применять ее в решении практических задач. Учащиеся оказываются в той или иной группе не в результате каких - либо тестов, они сами выбирают для себя посильный набор заданий. Учитель должен проявить известный такт при ознакомлении учащихся с такой формой работы. В процессе учащиеся могут перейти из одной группы в другую.    
Дифференцируемый подход требует много времени на подборку теоретических задач, задач качественного характера, экспериментальных задач. Но не только задач, так как дифференцируемый подход необходимо осуществлять на всех этапах урока физики.
Так, при объяснении учебного материала учитель может широко опираться на инициативу и возможности хорошо успевающих учеников при организации бесед, направленных на активное усвоение нового материала, при разрешении создаваемых в ходе урока проблемных ситуаций.
Но большие возможности для учета особенностей наиболее подготовленных школьников открываются перед учителем при организации самостоятельной работы в ходе урочных и внеклассных занятий, при определении объема и характера домашних заданий, при проведении контрольных работ. Кроме того, желательно подбирать упражнения, которые используются в самостоятельных и контрольных работах, в нескольких вариантах, начиная от простого к сложному. Таким образом составленные задания позволят любому ученику выполнить тот объем работы, с которым он может справиться сам. Например,  составление тестовых заданий по темам. Они дают возможность выполнять их различным группам учащихся, так как тестовые задания по строению содержат и простые вопросы, требующие выбора варианта ответа и задания, на которые ученик должен сам дать ответ.
  При задании домашней работы по физике хорошо успевающим ученикам можно предлагать составлять задачи, например в 7 классе ( да и не только в 7, можно в 8-9 классах) , на расчет пути и времени движения, используя таблицу скоростей. Аналогичные задания можно выполнять по теме: Плотность вещества, давление, работа и мощность и т. д. Можно предложить рассмотрение предназначенных для дополнительного чтения параграфов, подготовку обзорных сообщений о новостях науки и техники. Подготовить сообщение или доклад по темам, предложенные учителем. В старших классах можно по некоторым темам, на которые отводятся мало учебных часов, приготовить учащимся презентацию.
Таким образом, при таком подходе к дифференциации обучения можно назвать следующие педагогические достоинства, которые она открывает:
1) повышается мотивация обучения; 2) создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конкретную цель и задачи обучения; 3) выстраивается дидактическая подсистема системы обучения, наиболее приемлемая и эффективная для каждого ученика; 4) достигается действительные, а не мнимые результаты обучения.  
Дифференцированный подход является основой индивидуально - ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ученика, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. При изучении физики к уровню подготовки учащихся предъявляются требования: освоение методов научного познания, владение определенной системой физических законов и понятий, умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию, владеть понятиями и представлениями физики, связанной с жизнью человека. В основу личностно- ориентированного подхода положено развитие личности, которая может развиваться в условиях деятельности. Важное значение имеют способы деятельности, разработка дидактических  материалов, применение передовых инновационных технологий. Дифференциацию можно разделить: на внутреннюю (создание групп внутри класса); неявную - это форма работы со всем классом, но на различных этапах урока с группой учащихся; внешнюю для учащихся 10-11 классах ( так как существуют различные профили). Учебные группы можно создавать по различным критериям: 1) по степени облученности; 2) по уровню знаний; 3) по умственному развитию; 4) по интересу к изучению предмета. К критериям дифференцированного обучения относятся: эффективность, обучаемость, творческое отношение к учению и развитие способностей. Для работы создаю разноуровневые задания, которые различаются по объему, содержанию, степени сложности, методам и приемам выполнения. Приемы дифференцированного обучения можно использовать на разных типах уроков. Например, при изучении учебного материала в старших классах можно использовать прием: 1) разделить классы на группы ( в зависимости от объема учебного материала 5-6 групп),  2) дать задание, которое готовит каждая группа ( в группе, в зависимости от наполняемости класса от 3 до 5 человек). В группе назначаю старшего, который помогает приготовить материал более слабым учащимся. Заранее у уроку необходимо приготовить соответствующие таблицы, можно использовать дополнительную литературу, приборы, DVD-фильмы. В течение первой половины урока группы изучают литературу, отбирают нужный материал  и готовят ответ. Вторая часть урока - выступления и обсуждения и при этом часть главного материала надо занести в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как готовят самостоятельно и при поддержке старшего группы. А главное, в меру своих способностей и возможностей. Можно и усложнить: пусть слабые и средние группы класса готовят новый материал, а наиболее подготовленные получают задание - используя дополнительную литературу приготовить сообщение. Дифференцированный подход можно применить и при выполнении лабораторных работ. Пусть учащиеся со слабой и средней подготовкой выполняют работу по инструкции, а более подготовленным ученикам дать творческое задание. Дифференцированный подход можно применить при решении задач. Так как при обучении физике в 7 классе я сталкиваюсь с проблемой решения задач на движение, хотя подобные задачи ученики начинают решать еще в начальной школе. Трудно им бывает  и при оформлении задачи и при применении расчетных формул. Поэтому в 7-8 классе мы используем карточки, при помощи которых ученики могут самостоятельно моделировать формулы, затем применить их при решении задач. Задачи также составлять разноуровневые, рассчитанные на ученика разной группы. Для этого требуется много времени. Наконец, домашние задания тоже давать дифференцированно, а уровень пусть выбирает себе ученик самостоятельно. Это позволит ему работать целеустремленно и заинтересованно.
Дифференцированный подход для учащихся с низким уровнем учебных возможностей  создает формирование коррекции мотивационных установок на учебную деятельность, развитие навыков умственного труда, произвольного внимания и восприятия, создание условий, позволяющих усвоить базовые знания. Для среднего уровня - развитие познавательных  процессов в соответствии с возрастной нормой, в соответствии с программой и создание условий для перехода на более высокий уровень. Для высокого уровня - интеллектуальное развитие личности, самостоятельности и нестандартности мышления, формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности. Подбор и составление дидактического материала, практические и исследовательские задания, которые составлены с разной степенью сложности дают возможность ученику выбирать задания не только по интересам, но и задания соответствующие его уровню.  Желающим улучшить оценку предлагаю выполнить индивидуальные тематические задания. При выполнении заданий ученики не только повторяют и закрепляют теоретические знания, развивают математические навыки, получают дополнительную информацию, учатся оценивать реальность полученного результата. Оригинальные, оценочные и экспериментальные задачи с шуточным содержанием позволяют снять напряжение и организовать учащихся на решение творческих задач, расширяя их кругозор. Например, в 8 классе по теме "Электричество" -- Учитель спрашивает ученика: "Скажи, ты Петя знаешь разницу между молнией и электричеством? -- Да, молния -это бесплатное электричество". Так ли это? Оцените, сколько может "стоить" молния ( ее энергию считайте равной 109 Дж).  Или по теме "Архимедова сила, условие плавание тел"   ----Бутылка с водой плотно закрыта пробкой, а внутри нее есть маленький пузырек воздуха. В какую погоду ( теплую или прохладную) этот пузырек будет иметь большие размеры? ---- или --- "Карлсон поднимался равномерно из окна Малыша к себе на крышу. Это было в тот день, когда его угостили вареньем. Он затратил на подъем на 21 сек больше, чем обычно. Определите массу съеденного варенья, если мощность моторчика всегда равна 14 Вт, а высота подъема 10 м?"     Можно придумать такие вопросы врасплох :    Какое мороженое дольше не растает, то которое лежит в комнате на блюдце или то, которое лежит под струей?   ---- Священники древнегреческого храма в панике: Рука Будды, изготовленная из золота, за десятки лет заметно похудела. Куда делось золото.----  Можно с помощью данного подхода осуществлять также межпредметные связи с математикой, химией, информатикой, биологией.
Продолжая свою тему о дифференцированном подходе, хочется  сказать, что данный подход может быть реализован с использованием современных информационных технологий и проектов. Для этого нужно формулировать тему проекта   с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. Учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность изложения. Но для этого необходимо выполнить всего одно условие: определить уровень сформированности учебно-познавательной компетентности - базовый, продуктивный и продвинутый. В результате проделанной работы и в соответствии с уровнем сформированности   учебно-познавательной  компетентности, интересами и индивидуальными особенностями каждому предоставляется выбрать вид проекта: для высокого уровня- учащиеся могут самостоятельно перерабатывать источники информации и использовать методы теоретического и экспериментального исследования. Для учащихся базового уровня предложить написать информационный проект или работать над проектом в составе группы, где каждому отводится определенная роль. Метод уровневой дифференциации не привязывает жесткий вид проектной работы к возрасту учащегося. Его цель подвигнуть учащихся к проведению научно-исследовательских работ. Информационный проект может быть успешно осуществлен и 7 кл и 11 классником, но уровень самостоятельности будет отличаться. Тот опыт, который приобретают учащиеся, осваивая азы проектно-исследовательской деятельности в школе, поможет им при дальнейшем получении образования в любом учебном заведении.
Дифференцированный подход можно применять на различных уроках. Урок - это гибкая форма организации обучения. Она содержит разнообразное содержание, в соответствии с которым применяются методы и приемы обучения. В своей практике использую применение нестандартных уроков. Эти уроки способствуют развитию инициативы, коммуникативных навыков, а также предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанными с реальными ситуациями в жизни. На таких уроках дети не списывают, не боятся получить плохих оценок, избавляются от закомплексованности. Ученикам нравятся нетрадиционные уроки за то, что они вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника. Например,  вводный урок по физике в 6 классе "Будем знакомы - физика". Ученики 6 класса только начинают изучать физику, поэтому надо их с первого урока заинтересовать предметом. Поэтому первый урок надо провести в игровой форме, деля класс на команды по 5-6 в каждой. Начать с простого - загадок и постепенно усложнять элементы игры, привлекая не только то, что они знают, но и вводить новый материал. Также нетрадиционные уроки можно применять при повторении и систематизации изученного материала в 6-11 классах в конце пройденной темы или раздела, в виде урока - путешествия по станциям. В своей практике использую уроки-соревнования, уроки-КВНы, уроки -викторины, уроки - конкурсы, уроки - устный журнал.  
Дифференцированный подход в обучении физики я использую также при проведении внеклассных мероприятий по предмету. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению. Во внеклассной работе занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу. Занимательность развивает интерес и любовь к физике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, создает у детей радостное настроение.  Наибольший интерес и творчество учащиеся проявляют при составлении математических загадок, кроссвордов и викторин. Внеклассные мероприятия увеличивают интерес к учебе и знаниям, сплачивает коллектив. При проведении недели физики я провожу такие внеклассные мероприятия, как "Поле чудес"( которое провела в канун праздника, посвященного Дню космонавтики), "Счастливый случай" ( "По памятным местам"), "Звездный час" ( Великие физики).
Представлять накопленные человеком знания об окружающем мире в учебном процессе возможно разными способами. Наиболее устоявшийся из них - дифференциация знания по относительно независимым областям - математики, физики, химии, биологии, истории и т.д. Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, географии, природоведения, истории за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными явлениями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла. Поэтому введение  в учебный процесс иллюстративных сведений по истории, литературе дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека, с историей. При проведении уроков и внеклассных мероприятий я использую книгу А.И.Семке "Нестандартные задачи по физике", а также пособие по физике С.В.Тихомировой "Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах". Привлечение материала названных книг служит развитию у ребят творческих способностей, умению наблюдать, формирует умения работать с дополнительной литературой, применять знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе, в окружающей жизни.

Учитель физики высшей категории Карелина Т.В.

Категория: другое | Добавил: Admin (20.03.12)
Просмотров: 803
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]