В соответствии с реформой школы, в связи с изменением учебных программ по многим предметам, с введением пятидневной учебной недели возникает необходимость снизить нагрузку на учащихся при выполнении домашних заданий. А значит перенести центр тяжести в изучении предмета с домашних заданий на работу и полное усвоение материала в классе.
Важным этапом педагогического процесса является проверка (контроль) результатов учебной деятельности учащихся, призванная установить степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся, а также выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства.
Проверка – процедура получения прямой и обратной связи о ходе и результатах педагогического процесса с использованием разнообразных педагогических мер, методов измерений и оценки учебных достижений учащихся.
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический и итоговый.
Текущий контроль подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного курса.
Текущий поурочный контроль учебной деятельности учащихся проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала в процессе изучения определенной темы. Он имеет корректирующее, воспитательное и стимулирующее значение. В ходе текущего поурочного оценивания учебно–познавательной деятельности школьников, а также при проведении первых тематических «срезов» необходимо учитывать незавершенность процесса усвоения, применять каждый критерий не в полном его объеме, а в реально возможном для данного этапа деятельности. Например, при первичном изучении учебного материала основными показателями качества обучения выступают точность, правильность и осмысленность усвоенных знаний, проявление отдельных общеучебных и интеллектуальных умений, индивидуальных свойств личности (волевых усилий, мотивации учения, способностей и т. п.).
Такой контроль приучает учащихся систематически работать на уроке, получать максимум информации при изучении нового материала, серьёзно и ответственно относиться к процессу обучения. Для «хорошего» ученика он является средством обнаружить «белые пятна» при изучении материала или убедиться в том, что материал усвоен на должном уровне. Тогда в ходе выполнения домашнего задания он при необходимости ликвидирует «белые пятна» или просто закрепляет изученный материал. Для «слабого» ученика этот контроль является стимулом для работы на уроке, так как он знает, что в конце урока он получит заработанную честным трудом отметку и дома можно «честно» ничего не делать.
Я предлагаю разработанный мною материал по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» (11 класс). Текущий поурочный контроль проводится на каждом уроке изучения нового материала (см. приложение 1, лист №1-8).
Текущий тематический контроль проводится после изучения небольшого объема материала данной темы (физический диктант, самостоятельная работа). На этом этапе контроля учащиеся и учитель получают информацию об уровне усвоения данного материала, о характерных ошибках или о недоработках по отдельным вопросам темы. У учителя появляется возможность обратить внимание учащихся на эти проблемы и совместными усилиями их решить (см. приложение 2 , лист №1-3).
Тематический и итоговый контроль носит в основном контролирующие функции, а отметка выставляется на основе проявления критериев и показателей предметно-содержательной и содержательно-деятельностной сторон качества обучения (результатов обучения), поскольку в данном случае речь идет о результатах завершенного этапа обучения (см. приложение 3.).
Урок по теме: «Статистическая физика». Дидактический материал.
Урок по теме: « Основные положения м.к.т.» Дидактический материал.
Урок по теме « Семинарское занятие. Основные положения М.К.Т.» Физический диктант.
Урок по теме « Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел». Дидактический материал.
Урок по теме « Идеальный газ. Основное уравнение М.К.Т.» Дидактический материал
Урок по теме: « Семинарское занятие. Решение задач по теме: « Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Температура—мера средней кинетической
Урок по теме: «Температура—мера средней кинетической энергии движения молекул». Дидактический материал
Урок по теме: « Испарение и конденсация. Кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары ».
Урок по теме: «Влажность воздуха. Методы измерения влажности ». Дидактический материал
Урок по теме: «Семинарское занятие «Влажность воздуха. Насыщенный пар ».
Урок по теме: « Термодинамические явления в атмосфере». Дидактические материалы Урок по теме: «Контрольная работа по теме «Основы М.К.Т.» Дидактический материал
|