Воскресенье
22.10.17
13.54.22
Поиск
Категории раздела
мои статьи [10]
астрономия [12]
внеклассная работа [1]
воспитательная работа [2]
нормативные документы [3]
турниры и конкурсы [1]
контрольные работы [32]
самостоятельные работы [7]
другое [11]
сборники задач и другие книги [2]
уроки 6 класс [0]
уроки 7 класс [1]
уроки 8 класс [1]
уроки 9 класс [8]
уроки 10 класс [23]
уроки 11 класс [7]
учителю [2]
Новости партнеров
Социальные сети
РЕКЛАМА
http://redclick.ru/r/fiATbFZXWWAwOSE=/ http://wizard-banners.com/FD32cnlzYWxrYTI4
РЕКЛАМА
Облако тегов
олимпиаднику. ответы тесты егэ 2009 законы кабинет физики класс решения тестирование по физике Физика - задачи формулы экзаменационные билеты Учителю физики абитуриенту. Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани ученику Агрогородок Техтин анекласная работа физика и фольклор Информатика после школы контрольные самостоятельные физика МО учителей физики скорость света вязание крючком Рымкевич видео по физике сайт репетитор по физике милашка сайт для девочек занимательные опыты задачи с решенияи Решебник задач по физике сборники по физике Дидактический материал Сборники и книги по физике Абитуриенту ЦТ наши будни телепортация червоточина Кротовая нора задачи задачи 6 класс задачи с решениями олимпиада 7 класс олимпиаду олимпиалнику 7класс Олимпиаднику 8 класс Исаченкова 8класс Исаченкова 8 класс ссылки в поиск закон сохранения энергии ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ Исследовательская деятельность диффузия ссылки 9 класс Олимпиада энергосбережение возобновляемые источники энергии законы сохранени источники энергии охрана окружающей среды проблемы экологии экономия информационные технологии проектная деятельность возобновляемые источники брошюры альтернативные виды энергии презентация электрический ток проект видео мой город скачать самостоятельная работа 10 класс 11 класс ? класс самоястоятельная работа 7 класс контрольная работа теплобмен Котрольные работы контрольные работы самостоятельные работы Равновесие тел исследовательская работа оптика свет
Форма входа
Статистика
КАБИНЕТ ФИЗИКИ

Кабинет физики

Ученикам, абитуриентам, учителям! Олимпиады, презентации, контрольные работы, видео по физике и др.

добавить на Яндекс
Главная » Статьи » Методическая капилка » уроки 8 класс

Тема урока: Тепловое расширение тел

Задачи урока:

Изучить коэффициенты линейного и объемного расширения тел

 

Обеспечение урока:

«Физика 11» (авторы Жилко В.В., Лавриненко А.В., Маркович Л.Г.)

Ход урока:

1. Организационный момент – 1 мин

2. Проверка домашнего задания – 10 мин

3. Объяснение нового материала – 25 мин

4. Закрепление материала – 7 мин

5. Домашнее задание – 2 мин

 

Конспект урока:

Опыт показывает, что большинство тел при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается. Каждое вещество имеет свою, отличную от других, степень расширения или сжатия.

Увеличение линейных размеров тела при нагревании называют линейным расширением.

Как показывает эксперимент, для большинства твердых кристаллических тел их линейное расширение Δl прямо пропорционально первоначальной длине l0 и увеличению температуры Δt (рис. 51, а). Эту экспериментальную зависимость математически можно представить в виде формулы

Δl=α l0 Δt,

где коэффициент пропорциональности а называется температурным коэффициентом линейного расширения. В достаточно широких температурных пределах эта величина постоянна для данного материала. Чтобы определить физический смысл α, выразим его из формулы для линейного расширения:

 

где  — длина образца при температуре t.

 

Температурный коэффициент линейного расширения вещества численно равен удлинению, которое получит образец, имевший первоначально единичную длину, при его нагревании на 1 °С. Он имеет размерность (°С)-1. Заметим, что коэффициент α остается практически постоянным при изменении температуры образца в обычных условиях.

Измерения показывают, что линейное расширение различных материалов неодинаково (рис. 51,6). Коэффициенты линейного расширения некоторых веществ приведены в таблице 4. Так, для алюминия α = 25·10-6 ◦С-1. Это означает, что длина метровой алюминиевой линейки увеличится на Δl = 25 мкм = 0,025 мм при ее нятеиянии на 1 ◦С.
 

С учетом того, что Δl = lt- l0, найдем формулу для определения линейного размера при температуре t (l0, как правило, берется при температуре t0 = 0°С):

lt=l0(1+αt)= l0(1+α(t-t0))

 

Увеличение линейных размеров сопровождается уве­личением объема тел (объемное расширение тел). Аналогично темпе­ратурному коэффициенту линейного расширения можно ввести температурный коэффициент объемного расширения вещества, характеризующий изменение объема при измене­нии температуры. Опыт показывает, что так же, как и в случае линейного расширения, можно без заметной ошибки принять, что приращение объема тела пропорционально приращению температуры в пределах не слишком большого температурного интервала.

Vt=V0(1+γt)= V0(1+γ(t-t0))

, где γ- температурный коэффициент объемного расширения. Как и коэффициент линейного расширения он также измеряется в ◦С-1

При увеличении объема тел плотность их уменьшается во столько раз, во сколько увеличился объем.

Обозначив плотность при температуре t буквой р, а при t— той же буквой со штрихом р', имеем

Существует взаимосвязь между коэффициентами линейного и объемного расширения

Коэффициент объемного расширения вещества в твердом состоянии равен утроенному коэффициенту его линейного расширения: γ=3α
 

Явление теплового расширения тел положено в основу работы различных термометров, где в качестве термометрической Величины выступает длина «столбика» из жидкости, газа или твердого тела.

С другой стороны, с тепловым расширением нужно бороться в высокоточных измерительных приборах, для чего используются вещества с очень малыми коэффициентами расширения. К ним относятся кварц и инвар (сплав стали с никелем). Инвар используют для изготовления стержней часовых механизмов, а кварц — для термостойкой посуды

 

1.          Как зависят линейные размеры и объемы тел от температуры?

2.    Каков физический смысл температурного коэффициента линейного расширения?

3.    Каковы особенности теплового расширения воды?

4.    Объясните, почему стеклянный сосуд может расколоться, если одну из его частей нагреть или охладить быстрее, чем другие части.

5.    Объясните, почему при быстром нагревании стеклянной колбы, до краев заполненной жидкостью, ее уровень сначала несколько понижается, а затем повышается, и жидкость начинает переливаться через край.

6.    Какая температура воды зимой на дне замерзшего озера?

7.    Увеличится или уменьшится выталкивающая сила F действующая на алюминиевую чашку, погруженную в воду, если температура воды увеличится с t1 = 1 °C до t2 = 4°C?

8.     Объясните, почему добавлять воду в систему охлаждения перегретого автомобильного двигателя следует очень медленно и только при работающем двигателе.

9.     Каков физический смысл коэффициента объемного расширения?

10.    Какова связь между коэффициентами линейного и объемного расширения?

 

Конец формы

 

Категория: уроки 8 класс | Добавил: Admin (17.09.09) | Автор: Татьяна W
Просмотров: 10815
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]