Ход урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Объяснение нового материала – 35 мин
3. Закрепление материала – 7 мин
4. Домашнее задание – 2 мин
Конспект урока:
В настоящее время макроскопические явления в физике описываются законами механики и термодинамики, а атомно-молекулярные (микроскопические) — законами квантовой физики. При двух различных подходах к описанию явлений, один из которых оперирует непрерывными величинами, а второй — дискретными, возникает необходимость связать их между собой. Это означает получить физические законы макросистем на основании, рассмотрения свойств отдельных микрочастиц. Статистическая физика и образует именно такой «мост» между двумя подходами.
Понять свойства макросистем, анализируя поведение только, отдельной частицы, невозможно. Большая система — ансамбль — ведет себя не как «простая» сумма своих частей. Поведение каждой части изменяется вследствие процессов взаимодействия. Состояние газа характеризуется некоторым давлением на стенки сосуда, однако попробуйте ответить на вопрос: какое давление оказывает на стенку одна молекула? Одна молекула не создает никакого давления, а лишь эпизодически сталкивается со стенками сосуда. Таким образом, ансамбль молекул приобрел новое свойство, которым не обладает каждая из частиц в отдельности,— оказывать давление.
Статистическая физика изучает свойства ансамблей, состоящих из большого числа простых систем, таких, как молекулы в газе, атомы в кристалле, звезды в Галактике и т. д. Главная цель статистической физики — описать поведение ансамбля в целом на основе анализа свойств и особенностей взаимодействия составляющих его систем.
Датой рождения статистической физики считается 1849 г., когда Максвелл на заседании Британской ассоциации содействия развитию науки прочитал свой доклад, в котором был впервые использован статистический подход к решению физических проблем.
Напомним, что классическая термодинамика основана на эмпирических результатах, которые были обобщены и сформулированы в виде ряда законов — начал. Эти законы позволяют получать соотношения между различными величинами, характеризующими механические и тепловые процессы. Физические величины, используемые в термодинамике, можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся внешние параметры системы, определяемые внешними условиями, в которых она находится. Типичными примерами внешних параметров являются объем сосуда V, в котором содержится газ, число частиц N в системе, величины известных внешних полей (электрического, магнитного или гравитационного).
Ко второй группе относятся механические величины, характеризующие частицы, составляющие систему, например их импульс р, энергия Е.
К третьей группе термодинамических величин относятся те, которые не имеют какого-либо «микроскопического» смысла и понять их можно только на «макроскопическом» уровне. Такие величины представляют собой примеры коллективных свойств, характеризующих взаимодействие и поведение всех частиц ансамбля. В качестве примера приведем температуру: можно определить энергию отдельной молекулы, но нельзя говорить о ее температуре, поскольку температура характеризует всю систему в целом.
Однако термодинамике присущи свои «слабости» и недостатки. Термодинамика дает соотношения между различными параметрами, но не позволяет вычислить их значения. Например, термодинамика устанавливает связь между внутренней энергией системы и количеством переданной ей теплоты, однако она ничего не говорит о том, каким образом найти внутреннюю энергию системы.
Статистическая физика восполняет этот пробел и позволяет решать проблемы «двоякого» рода. С одной стороны, она дает возможность находить термодинамические параметры из микроскопических характеристик, а с другой — определять микроскопические свойства, исходя из результатов измерении макроскопических термодинамических параметров.
Для изучения свойств ансамблей Максвелл предложил ставить задачу иначе, чем это делалось в механике Ньютона. Для этого он ввел понятие вероятности, применяемое в математике при анализе случайных явлений.
Поясним понятие вероятности на примере. Если бросать кубик несколько раз, то будут выпадать различные целые числа от 1 до 6, нанесенные на его грани. Если кубик не имеет никаких дефектов, то при многократном бросании все числа будут появляться примерно одинаковое число раз или равновероятно. Всего чисел шесть, следовательно, вероятность выпадения какого-либо числа (например, четверки) при одном бросании будет
Другими словами, четверка в среднем должна появиться в одной из шести попыток. Если же бросают одновременно два кубика, то вероятность одновременного выпадения двух четверок (сложное событие) равна , т. е. это событие произойдет в среднем 1 раз за 36 попыток. Подчеркнем, что «в среднем» означает, что в какой-то конкретной серии это событие может вообще не произойти, а в какой-то произойти более одного раза. В этом и состоит суть вероятностного подхода: можно только оценить вероятность того или иного события, но гарантировать его наступление в каком-то конкретном опыте невозможно.
Хотя описание поведения молекул газа в сосуде гораздо сложнее описания бросания кубиков, но и здесь можно обнаружить количественные закономерности, если ставить задачу так же, как и в теории игр. Например, можно найти вероятность того, что скорость некоторой молекулы газа , будет находиться в интервале. Максвелл понял, что случайное поведение отдельных молекул подчинено закономерностям вероятностного или статистического характера.
В статистической физике состояние системы носит вероятностный характер, т. е. определяются не сами физические величины, а вероятности того, что их значения лежат внутри тех или иных интервалов. Однако средние значения физических величин определяются однозначно, что и является главной задачей статистической физики.
1. Какие системы изучает статистическая физика?
2. Какие проблемы решает статистическая физика?
3. Какому закону подчинено поведение отдельных молекул ансамбля?
4. Чему равна вероятность выпадения двух пятерок при одновременном бросании двух игральных кубиков?
|