Воскресенье
24.09.17
22.58.46
Поиск
Категории раздела
Кинематика [0]
Равномерное прямолинейное движение [0]
Равноускоренное прямолинейное движение [0]
Свободное падение [0]
Криволинейное движение. Движение по окружности [0]
Динамика [0]
Законы сохранения [5]
Статика и механика жидкостей и газов [0]
Электростатика [0]
Постоянный электрический ток [0]
Магнитное поле и электромагнитная индукция [0]
Колебания и волны [0]
Оптика [0]
Элементы теории относительности [0]
Молекулярная физика [0]
термодинамика [0]
Физика атома и атомного ядра [0]
квантовая физика [0]
задачи 6 класс [1]
задачи 7 класс [1]
задачи 8 класс [14]
задачи 9 класс [1]
задачи 10 класс [3]
задачи 11 класс [3]
Новости партнеров
Социальные сети
РЕКЛАМА
http://redclick.ru/r/fiATbFZXWWAwOSE=/ http://wizard-banners.com/FD32cnlzYWxrYTI4
РЕКЛАМА
Облако тегов
олимпиаднику. ответы тесты егэ 2009 законы кабинет физики класс решения тестирование по физике Физика - задачи формулы экзаменационные билеты Учителю физики абитуриенту. Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани Календарно-тематическое планировани ученику Агрогородок Техтин анекласная работа физика и фольклор Информатика после школы контрольные самостоятельные физика МО учителей физики скорость света вязание крючком Рымкевич видео по физике сайт репетитор по физике милашка сайт для девочек занимательные опыты задачи с решенияи Решебник задач по физике сборники по физике Дидактический материал Сборники и книги по физике Абитуриенту ЦТ наши будни телепортация червоточина Кротовая нора задачи задачи 6 класс задачи с решениями олимпиада 7 класс олимпиаду олимпиалнику 7класс Олимпиаднику 8 класс Исаченкова 8класс Исаченкова 8 класс ссылки в поиск закон сохранения энергии ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ Исследовательская деятельность диффузия ссылки 9 класс Олимпиада энергосбережение возобновляемые источники энергии законы сохранени источники энергии охрана окружающей среды проблемы экологии экономия информационные технологии проектная деятельность возобновляемые источники брошюры альтернативные виды энергии презентация электрический ток проект видео мой город скачать самостоятельная работа 10 класс 11 класс ? класс самоястоятельная работа 7 класс контрольная работа теплобмен Котрольные работы контрольные работы самостоятельные работы Равновесие тел исследовательская работа оптика свет
Форма входа
Статистика
КАБИНЕТ ФИЗИКИ

Кабинет физики

Ученикам, абитуриентам, учителям! Олимпиады, презентации, контрольные работы, видео по физике и др.

добавить на Яндекс
Главная » Статьи » ЗАДАЧИ » задачи 11 класс

Урок на тему: Квантовые постулаты Бора

Цели  урока:

а) Обучающая: изучение физической модели атомов

б) Воспитательная: положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности

в) Развивающая: развитие мышления (классифицировать факты, делать обобщающие выводы и т. д.); развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, конспект, наблюдать); развитие умения владеть собой

 

Задачи  урока:

Изучить 3 постулата Бора.

 

Обеспечение урока:

«Физика 11» (авторы Жилко В.В., Лавриненко А.В., Маркович Л.Г.)

Ход урока:

1. Организационный момент – 1 мин

2. Проверка домашнего задания – 10 мин

3. Объяснение нового материала – 20 мин

4. Закрепление материала – 12 мин

4. Домашнее задание – 2 мин

 

Домашнее задание: §10

 

Конспект урока:

КВАНТОВЫЕ ПОСТУЛАТЫ БОРА

Повторение. Центростремительное ускорение тела при движении по окружности радиусом R с постоянной по модулю скоростью v  вычисляется по формуле а = v2/R

 

Ядерная модель атома, предложенная Резерфордом, не могла объяснить не только спектральные закономерности, но и даже сам факт существования атома, точнее — его устойчивость. Она также оказалась в противоречии с законами классической физики.

Во-первых, в соответствии с законами классической электродинамики Максвелла электроны при движении по орбитам c ускорением должны непрерывно излучать электромагнитные волны с частотами, равными частотам их обращения вокруг ядра.

Во-вторых, вследствие того, что излучение сопровождается потерей энергии, электроны за время порядка 10-13с должны упасть на ядро (рис. 33).

 

Следовательно, атом должен прекратить свое существование.

В-третьих, частота вращения электрона по мере приближения к ядру будет изменяться непрерывно, т. е. спектр излучения атома должен быть непрерывным, а не линейчатым.

Таким образом, по законам классической электродинамики атом Резерфорда должен быть неустойчивым, а его спектр излучения — непрерывным, что противоречило результатам экспериментов.

Итак, принимая ядерную модель атома, необходимо было признать значительные «отступления» от следствий классической электродинамики при ускоренном движении электронов в атоме.

Для преодоления противоречий между ядерной моделью атома Резерфорда и законами классической электродинамики Нильс Бор поставил перед собой цель связать в единое целое ядерную модель атома Резерфорда, закономерности линейчатых спектров и квантовый характер излучения и поглощения света. В 1913 г. он предложил квантовую модель атома, в основу которой положил следующие постулаты.

 

1 постулат Бора (постулат стационарных состояний): электрон в атоме может находиться только в особых стационарных (квантовых) состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия. Когда электрон находится в стационарном состоянии, атом не излучает. Стационарные состояния отличаются друг от друга различными орбитами, по которым движутся электроны в атоме. Набор электронных орбит, по сути, и определяет стационарные состояния электрона в атоме. Как следует из постулата, вопреки классической электродинамике электроны движутся по замкнутым орбитам и электромагнитные волны при этом не излучаются. Стационарные состояния можно пронумеровать, присвоив им порядковый номер n=1, 2, 3, ..., причем каждое состояние обладает своей фиксированной энергией Еn.

 

Первый постулат Бора сохраняет основу ядерной модели атома, предложенной Резерфордом: электроны вращаются вокруг ядра по определенным (разрешенным) орбитам. Бор полагал, что эти орбиты представляют собой окружности, однако немецкий физик Арнольд Зоммерфельд показал, что орбиты могут также иметь форму эллипса, причем ядро располагается в одном из его фокусов (рис. 34).

 

2 постулат Бора (правило частот): электрон в атоме может «скачком» переходить из одного стационарного состояния (k-катого) в другое (п-энное). При этом переходе испускается или поглощается квант электромагнитного поля с частотой vkn, определяемой разностью энергий электрона в атоме в данных состояниях:

Ekn=hνkn=Ek -En;  νkn=( Ek -En)/h

 

Если Екn, то происходит излучение энергии, если Ek<En — ее поглощение.

Состояние атома, которому соответствует наименьшая энергия, называется основным, а состояния, которым соответствуют большие значения энергии,— возбужденными. Впоследствии было показано, что в основном энергетическом состоянии электрон в атоме может находиться неограниченно долго, а в остальных стационарных состояниях — в среднем не более ~10-8 с. Это так называемое время жизни атома в возбужденном состоянии.

Как следует из II постулата Бора, частота излучения атома не снизана с частотой обращения электрона по орбите, а определяется энергиями Ek и Еn атома в начальном и конечном состояниях. Переход электрона в атоме из одного стационарного состояния в другое сопровождается электромагнитным излучением с длиной волны

 

Правило частот Бора позволило объяснить линейчатую структуру атомных спектров: частоты излучения атома определяются значениями энергий атома в возбужденных состояниях.

 

3 постулат Бора (правило квантования орбит): стационарные (разрешенные) электронные орбиты в атоме находятся из условия

 

 

где m — масса электрона, v — линейная скорость его движения, r — радиус n-ой орбиты, h/2π=1,05·10-34 Дж·с, h — постоян­ная Планка. Число n (номер орбиты) называется главным квантовым числом.

Таким образом, Бор усовершенствовал ядерную (планетарную) модель атома Резерфорда и объяснил вид атомных спектров и квантовый характер излучения, обнаруженный Планком и Эйнштейном.

Это был следующий шаг в становлении новой, квантовой, физики.

 

Вопросы:

1. Почему ядерная модель Резерфорда не могла объяснить процессы излучения энергии атомами? Каким образом Бор преодолел это противоречие?

2. Сформулируйте первый постулат Бора.

3. Сформулируйте и запишите второй постулат Бора.

4. Сформулируйте и запишите третий постулат Бора.

5. При каком условии происходит излучение, а при каком — поглощение энергии атомом?

Категория: задачи 11 класс | Добавил: Admin (17.09.09) | Автор: Татьяна W
Просмотров: 5682
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]