Урок по теме "Теплообмен в природе и технике"
[ Скачать с сервера (47.0 Kb)
]
| 19.03.12, 22.38.17 |
Цели урока: • углубить знания учащихся о роли теплообмена; • продолжить обучение видению физических явлений и закономерностей в окружающей жизни; • развивать творческие качества учащихся; • продолжить формирование умений и навыков работы с компьютером, справочной и другой дополнительной литературой; • воспитывать самостоятельность учащихся Оборудование: электрическая плитка, лист бумаги, ножницы, игла, линейка, компьютер. "Не ищите чудес, их нет. Ищите знание - оно есть. И все что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания" Индийская мудрость Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний Задание. Найдите соответствие: (выполняют учащиеся самостоятельно, ученик, выполнивший задание первым зачитывает получившиеся соответствия) 1 Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела, находящихся в состоянии теплового равновесия называется: 1 конвекцией 2 Энергию движения и взаимодействия частиц из которых состоит тело, называют... 2 теплообменом 3 Часть внутренней энергии, переданной от одного тела к другому при теплообмене, называют: 3 лучистый теплообмен 4 Вид теплообмена, при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц более нагретой части тела к частицам его менее нагретой части называют: 4 количеством теплоты 5 Теплообмен, осуществляемый потоками (или струями) вещества называют: 5 теплопроводностью 6 Теплообмен, при котором энергия переносится различными лучами называют: 6 внутренней энергией 7 Изменение внутренней энергии тела без совершения работы называется: 7 температурой Учитель. Сегодня мы с вами подводим итоги исследовательской деятельности по различным видам теплообмена в природе и технике (запись темы урока в тетради). - На уроке вам необходимо будет заполнить таблицу: Вид теплообмена В природе В технике Теплопроводность Конвекция Лучистый обмен - Это ваш конспект урока (учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по ходу урока). III. Защита проектов. Учитель: Отгадайте загадку Геннадия Кудрявенького: Что за странный шалунишка Пробежал по городу? Сдернул кепочку мальчишке, Вздернул деду бороду, Залетел стремглав в окошко, Чуть не сдув с окошка кошку, Мой букварь перелистал, Покружился и пропал? Ответ: ветер. Учитель: Почему дует ветер? (Защита проекта "Почему дует ветер?" с применением презентации) Демонстрация: вращение вертушки из бумаги над электрической плиткой (доказывает, что теплый воздух поднимается вверх) Учитель: Кроме конвекции в атмосфере в природе осуществляется конвекция и в жидкости, которая влияет на климат? Как называют такие конвекционные потоки в географии? (Течения) Какое течение определяет климат и погоду Кольского полуострова? (Теплое течение Гольфстрим) Учитель: Тепло источник жизни на нашей планете. И проблема сохранения тепла и поддерживания постоянной температуры тела для всех живых организмов является первостепенной. (Защита проекта "У кого учиться теплорегуляции?" с применением презентации) Приложение 1. Учитель: Человек тоже часть природы, но в отличие от животных не имен перьев, густого волосяного покрова, да и имеющиеся запасы жира тоже скудны. Как же человек регулирует теплообмен? (Защита проекта "Почему когда нам холодно мы бледнеем, а когда жарко - краснеем?" Сообщение учащегося. Подбор тканей для летнего и зимнего сезонов). Приложение 2. Учитель: Наличие одежды не спасает человека от холода. Ему необходимо жилье. Но встает вопрос, как поднять температуру воздуха в жилом помещении? Как обогреть дом или квартиру? (Защита проекта "Способы обогрева жилища. Вчера, сегодня, завтра." Сообщение учащегося.) Приложение 3. Учитель: Высокие трубы устанавливали не только на промышленных предприятиях, но и первый паровоз братьев Черепановых, а также пароходы имели высокие трубы. Учитель: У многих выражение "тепло домашнего очага" ассоциируется с уютной квартирой, уставленной удобной мебелью, с пушистым ковром под ногами с чашкой ароматного кофе и с мурлыкающим котом. Но стоит за окном завьюжить метелям, появиться морозным узорам на окнах, мы вдруг начинаем понимать слово "тепло" в его прямом, а не в переносном значении. Умеем ли мы беречь микроклимат в доме. Не слишком ли беззаботно смотрим в окна с щелями между рамами? Давайте проверим? Практическая задача: Рассчитайте количество теплоты, которое теряет наша школа, имеющая 60 окн? Для этого воспользуйтесь формулой: , где - коэффициент тепловых потерь, Дж/(м2 . оС) (для окна с двойным стеклом он равен 3) S - площадь поверхности, через которую происходит передача тепла, м2 tв - температура внутри здания, о С tн - температура снаружи, о С Учитель: При сжигании в нашей котельной 1 м3 природного газа выделяется 3520000 Дж тепла. Как видите потеря тепла большая. Это осознаешь, когда оплачиваешь счета за газ, электричество, отопление и начинаешь понимать: лучше серьезно заняться теплоизоляцией собственного жилища. Ведь тепло уходит из дома не только через неоклеенные окна и неутепленные двери. Немало его улетучивается через стены и пол, даже если он у вас покрыт толстым ковром. Не мало тепла уходит через потолок из - за плохого состояния чердака. Так как же уберечь тепло? (Защита проекта "Как уберечь тепло?" Сообщение о современных видах теплоизоляционных материалов с их демонстрацией. Памятка. "Несколько советов по утеплению окон") Приложение 4. IV. Домашнее задание: Прочитать 32. Найти ответы на вопросы: Что такое сосуд Дьюара. Для чего он предназначен? Как устроен? V. Подведение итогов урока: (Проверка заполнения таблицы. При необходимости вносятся исправления или дополнения) Спасибо за урок.
|
Категория: 8 класс | Добавил: Admin
|
Просмотров: 1875 | Загрузок: 119
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|