Урок по теме "Тепловое действие тока.Закон Джоуля- Ленца"
[ Скачать с сервера (97.0 Kb)
]
| 19.03.12, 22.40.12 |
Место проведения: компьютерный класс ( компьютеры с установленными программами «Открытая физика», Оборудование: • Компьютер, мультимедиапроектор; • Компетентностно-ориентированные задания; • Лабораторное оборудование – амперметры, вольтметры, резисторы с разными удельными сопротивлениями, соединительные провода, лампочки.
Цель урока: 1.Направленная на развитие у учащихся знаниевого ресурса: Организовать работу учащихся по изучению закона Джоуля – Ленца. 2.Направленная на развитие деятельностного ресурса: Способствовать развитию у учащихся компетентностей: 1. Информационная компетентность – аспект: извлечение вторичной информации – 1 уровень 2. Информационная компетентность – аспект: извлечение первичной информации – 1 уровень 3. Информационная компетентность – аспект: извлечение вторичной информации – 2 уровень. 4. Компетентность разрешения проблем - аспект: оценка результата продукта деятельности -2 уровень.
Ход урока 1.Актуализация знаний: Компетентность разрешения проблем, аспект- оценка результата продукта деятельности.1 уровень Информационная компетентность, аспект- извлечение вторичной информации-2 уровень, обработка информации.- 1уровень. Задачная формулировка: Используя знания по теме «Работа и мощность постоянного тока», просмотрев фрагмент видеофильма, посвященный теме «Работа и мощность электрического тока» заполните таблицу Учащиеся выяснили, что они не могут заполнить полностью таблицу, так как не знают информации о количестве теплоты выделившейся на проводнике, при прохождении тока. Приходят к выводу о необходимости изучить данную тему. Инструмент проверки Модельный ответ: За каждый правильный ответ 1балл За каждый необязательный ответ - 1 балл Максимальный балл 12 баллов
2.Объяснение нового материала.
Информационная компетентность; аспект – извлечение первичной информации, 2 –уровень Электрический ток нагревает проводник. Это явление нам хорошо известно. Приведите несколько примеров(2-3) бытовых приборов, где используется тепловое действие тока. Задачная формулировка. Вам необходимо выяснить причину нагревания проводника при прохождении по нему электрического тока. Используя материал на стр. 123, §53 и посмотрев видеофрагмент, найдите объяснение нагревания проводников с током на основе молекулярного строения вещества , сделайте вывод о причине нагревания. Вывод запишите в тетрадь. Инструмент проверки. Модельный ответ: 1Свободные электроны в металлах или ионы в растворах, перемещаясь под действием электрического тока, взаимодействуют с ионами или атомами вещества проводника и передают им свою энергию. В результате работы электрического тока внутренняя энергия проводника увеличивается и проводник нагревается За правильный ответ- 1 балл За правильную дополнительную информацию, выходящую за рамки программы- 2 балла Максимальное число баллов- 3
Эксперимент №1 Задачная формулировка Вам необходимо выяснить с помощью эксперимента, что накал лампы зависит от величины проходящего электрического тока. Сформулируйте гипотезу. Спланируйте и проведите эксперимент. Ответьте на вопросы: А. Можно ли по яркости свечения электрической лампы судить о количестве теплоты, выделяемой в нити лампы при нагревании ее электрическим током? В.Как зависит количество теплоты, выделяемой в нити лампы, от силы тока? Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Инструмент проверки. Модельный ответ: 1Собрать схему.
2.Установить ползун реостата на максимальное сопротивление и замкнуть цепь. 3.Уменьшить плавно сопротивление реостата и пронаблюдать за показаниями приборов и яркостью свечения лампы. Вывод: 1. Чем ярче горит лампочка, тем больше выделяется количество теплоты. 2. При увеличении силы тока в электрической цепи, яркость лампочки увеличивается, а следовательно выделяется большее количество теплоты. Вывод: количество теплоты прямо пропорционально силе тока. Каждый правильный ответ: сборка цепи и составление плана проведения эксперимента– 2балла вывод-1 балл Максимальное количество баллов-3 балла
Эксперимент №2 Задачная формулировка
Вам необходимо убедиться, что количество теплоты, выделившееся на проводнике, зависит от сопротивления проводника. Сформулируйте гипотезу. Спланируйте и проведите эксперимент Соберите электрическую цепь по придуманной вами схеме , меняя сопротивления проводников (никелин, медь и нихром) в электрической цепи, обратите внимание на нагрев проводников. Сделайте вывод о влиянии сопротивления на тепловое действие тока. Вывод запишите в тетрадь. Инструмент проверки Модельный ответ: 1.Правильно придумана и собрана схема-1балл , Сняты показания -1 балл 2.Вывод: чем больше удельное сопротивление проводников, тем больше сила тока, сильнее нагревается проводник и больше выделяется количество теплоты на проводнике.-1 балл Максимальное количество баллов 3 балла
Информационная компетентность, аспект-извлечение первичной информации, 1 уровень Задачная формулировка Ваша задача - выявить математическую зависимость количества теплоты выделившуюся на проводнике от силы тока, сопротивления и времени работы. Работайте по учебнику Перышкина §53 стр124. Ответьте на вопросы: • По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, выделяемое проводником с током? • Как формулируется закон Джоуля – Ленца? Почему он носит такое название? Инструмент проверки Модельный ответ: 1. 2Количество теплоты, выделяемое проводником, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени. К такому выводу пришли независимо друг от друга английский ученый Джеймс Джоуль и Эмилий Ленц, поэтому сформулированный выше вывод называется законом Джоуля –Ленца. За каждый правильный ответ- 1 балл Максимальное количество баллов- 2 балла
Вернемся к таблице и заполним ее до конца. Рефлексия: Информационная компетентность; аспект – планирование информационного поиска – 2 уровень. 1.Два проводника одинаковой длины из одного и того же материала, но разного сечения включены последовательно в цепь. В каком из них выделится большее количество теплоты за одно и тоже время? Почему? 2.Какой провод лучше применить для электрических нагревательных приборов? 3.Найдите все ошибки в следующем фрагменте: «оказалось, что электрический ток нагревает проводники, но не все: через растворы кислот, солей и щелочей, где нет кристаллической решетки, электроны проходят беспрепятственно и не передают раствору своей энергии(они не нагреваются). Нагревание же металлического проводника зависит, во-первых, от его сопротивления(чем оно меньше, тем больше выделяется в проводнике тепла) и, во-вторых, от силы тока в нем(чем она больше тем сильнее нагревается проводник). Так если сила тока возрастает в 2 раза, то и количества теплоты выделится в проводнике в 2раза больше. К такому выводу пришли одновременно и независимо друг от друга английский ученый Джоуль и русский ученый Ленц»(4балла)
Инструмент проверки : Модельный ответ: 1В тонком проводнике. Так как его сопротивление больше, а токи в обоих проводниках одинаковы. 2.Провод, материал которого обладает следующими качествами: тугоплавкость, большое удельное сопротивление, химическая стойкость при высоких температурах и дешевизна. 3.В растворах движутся ионы, а не электроны; чем меньше сопротивление, тем меньше выделится количество теплоты, а не наоборот. При правильных ответах:1 вопрос-2 балла 2 вопрос-2 балла 3 вопрос-2 балла Максимальное количество -6 баллов Подведение итогов урока.
Максимальное количество баллов полученных на уроке-26
Домашняя работа . 1. §53 учебника, вопросы к параграфу. 2. выполнить задания из упражнения27 (стр125) 3. Желающие учащиеся могут подготовить к следующему уроку доклады по темам: «Первое электрическое освещение свечами П.Н.Яблочкова», «Лампы накаливания и история их изобретения», «Использование теплового действия тока в промышленности и сельском хозяйстве».
|
Категория: 8 класс | Добавил: Admin
|
Просмотров: 2132 | Загрузок: 195
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|