Цели урока:
а) Обучающая: изучение основных сил в природе
б) Воспитательная: положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности
в) Развивающая: развитие мышления (классифицировать факты, делать обобщающие выводы и т. д.); развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, конспект, наблюдать); развитие умения владеть собой
Задачи урока:
Изучить силу тяжести. Выяснить характер движения тел под действием силы тяжести
Обеспечение урока:
«Физика 10» (авторы Дынич В.И., Толкачев Е.А и др.)
Ход урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Проверка домашнего задания– 10 мин
3. Объяснение нового материала – 27 мин
4. Физкультурная минутка – 5 мин
5. Домашнее задание – 2 мин
Домашнее задание: стр. 32-35
Конспект урока:
СИЛА ТЯЖЕСТИ. УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
С одним из проявлений закона всемирного тяготения знаком каждый. Это сила тяжести — сила, с которой тело притягивается к Земле. Сила тяжести приложена к телу и всегда направлена к Земле. Именно по направлению силы тяжести мы определяем понятия «низ» и «верх», «вертикаль» (с помощью отвеса).
Свободное падение - движение тел под действием только силы тяжести называется. Опыт показывает, что все свободно падающие тела имеют одно и то же ускорение (рис. 2).
Предположим, что вся масса Земли М сосредоточена в ее центре, и с помощью формулы закона всемирного тяготения
определим выражение для ускорения свободного падения материальной точки массы т вблизи поверхности Земли. Ускорение свободного падения принято обозначать буквой g. Согласно второму закону Ньютона ускорение, которое тело приобретает под действием силы тяжести, равно: g =F/m. В соответствии с законом всемирного тяготения модуль силы тяготения F = (GmM)/(Rз)2 где R3 — радиус Земли, для тела, находящегося вблизи поверхности Земли, равен модулю силы тяжести. Подставляя это выражение в формулу для модуля ускорения свободного падения, получаем:
Очевидно, что ускорение свободного падения зависит от высоты тела над поверхностью Земли. Если тело находится на некоторой высоте h над поверхностью Земли, то в формулу для модуля ускорения свободного падения вместо радиуса Земли надо поставить расстояние между телом и центром Земли — (Rз + h), т. е.:
При увеличении высоты h ускорение свободного падения будет уменьшаться. Расчеты показывают, что при поднятии на высоту 300 км ускорение свободного падения уменьшится лишь на 1м/c2. Поэтому при оценке силы тяжести на высоте в десятки, сотни и даже тысячи метров ускорение свободного падения можно считать постоянным.
Как известно, Земля сплюснута у полюсов и радиус Земли на экваторе больше радиуса Земли на каждом из полюсов на 21,5 км. Это значит, что при движении от экватора к полюсу по меридиану ускорение свободного падения увеличивается, а значит, увеличивается и сила тяжести. Таким образом, ускорение свободного падения и, соответственно, сила тяжести зависят от широты местности.
При выводе формулы для ускорения свободного падения использовался закон всемирного тяготения в форме, справедливой только для материальных точек или однородных шаров. Земля не является однородным шаром. Очевидно, что там, где плотность земного вещества больше, больше сила притяжения и больше ускорение свободного падения.
Точные измерения ускорения свободного падения можно использовать для поиска залежей полезных ископаемых, например железных РУД
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПОД ДЕЙСТВИЕМ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ
Движение тела под действием силы тяжести является равноускоренным и в общем случае криволинейным (рис. 3). Если тело брошено под углом к горизонту, оно движется по параболе. Горизонтально брошенное тело движется по ветви параболы. И лишь в том случае, когда тело брошено вертикально, оно движется по прямой (см. решение задачи 1).
Обратите внимание: все сказанное верно для материальных точек, движущихся вблизи поверхности Земли, без учета сопротивления воздуха.
|