Цели урока:
а) Обучающая: изучение основ динамики
б) Воспитательная: положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности
в) Развивающая: развитие мышления (классифицировать факты, делать обобщающие выводы и т. д.); развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, конспект, наблюдать); развитие умения владеть собой
Задачи урока:
Изучить третий закон Ньютона
Обеспечение урока:
«Физика 10» (авторы Дынич В.И., Толкачев Е.А и др.)
«Справочник по элементарной физике» (авторы Лободюк В.А., Рябошапка К.П, Шулишова О.И.)
Ход урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Проверка домашнего задания – 10 мин
3. Объяснение нового материала – 15 мин
4. Решение задач – 12 мин
5. Физкультурная минутка – 5 мин
6. Домашнее задание – 2 мин
Домашнее задание: стр. 19-20, стр. 25 №6
Конспект урока:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. ТРЕТИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
При обсуждении первого и второго законов Ньютона мы все время говорили о действии сил на данное тело и не рассматривали противодействие, т. е. обратное действие тела на те тела, которые вызывают его ускорение. Третий закон Ньютона как раз и устанавливает связь между действием и противодействием.
Опыты показывают, что два взаимодействующих тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и направленными вдоль прямой в противоположные стороны (рис. 9).
Если обозначить силу, действующую на первое тело со стороны второго, F12, а силу, действующую на второе тело со стороны первого, F1, то всегда:
Рис. 9. В равенстве сил легко убедиться, если взять одинаковые динамометры, зацепить их крючками друг за друга и потянуть в противоположные стороны. Показания динамометров будут одинаковы, даже если их тянут разные люди.
Однако при установлении этого равенства мы измеряли силы, действующие на неподвижные тела. Рассмотрим еще один эксперимент (рис. 10).
Рис. 10. Кто бы из экспериментаторов не тянул за динамометр, поочередно или вместе, обе тележки придут в движение навстречу друг другу.
Каждая тележка будет двигаться с ускорением, причем измерения показывают, что произведения масс тележек (вместе с экспериментатором) на их ускорения равны по модулю:
или в векторной форме
Тогда из второго закона Ньютона следует, что и в этом случае:
Это равенство представляет собой математическую запись третьего закона Ньютона.
Два тела одновременно действуют друг на друга с силами, равными по модулю и направленными вдоль прямой в противоположные стороны.
Примечание: Силы при взаимодействии имеют одинаковую природу: если первое тело действует на второе силой трения, то и второе действует на первое тоже силой трения и т.д. Несмотря на то, что силы численно равны и противоположно направлены, они не уравновешивают друг друга, потому что приложены к разным телам.
ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОВ НЬЮТОНА
Сформулированные выше законы Ньютона в принципе позволяют решить любую задачу о движении тела или нескольких тел. Поиском и анализом этих решений до сих пор занимаются целые научные институты. Что значит решить уравнение Ньютона? Это значит по известным силам найти зависимость координат движущегося тела от времени, г. е. решить основную задачу механики.
Точно решить уравнения Ньютона можно только в нескольких простейших случаях. Громадное большинство практических важных задач приходится решать приблизительно. В сущности, для решения таких задач и были созданы вычислительные машины, позволившие рассчитывать траектории и управлять полетами ракет и самолетов.
Успехи в освоении ближнего космоса и технический прогресс во многом связаны с простыми, на первый взгляд, законами Ньютона.
|