Цели урока:
а) Обучающая: изучение основных законов в механики
б) Воспитательная: положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности
в) Развивающая: развитие мышления (классифицировать факты, делать обобщающие выводы и т. д.); развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, конспект, наблюдать); развитие умения владеть собой
Задачи урока:
Изучить закон сохранения импульса.
Обеспечение урока:
«Физика 10» (авторы Дынич В.И., Толкачев Е.А и др.)
«Справочник по элементарной физике» (авторы Лободюк В.А., Рябошапка К.П, Шулишова О.И.)
Ход урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Проверка домашнего задания – 10 мин
3. Объяснение нового материала – 15 мин
4. Решение задач – 12 мин
5. Физкультурная минутка – 5 мин
6. Домашнее задание – 2 мин
Домашнее задание: стр. 59-63
Конспект урока:
ИМПУЛЬС ТЕЛА
Импульс тела - физическая векторная величина, равная произведению массы тела на его скорость.
Обозначив импульс р, получаем: , где - импульс тела, - масса тела, - скорость движения тела.
Направление импульса совпадает с направлением скорости тела (рис. 1).
Импульс тела измеряется в
Импульс силы — это физическая векторная величина, равная произведению модуля силы на промежуток времени, в течение которого она действует.
- импульс силы. Импульс силы измеряется в .
Вспомним второй закон ньютона: . Т.к. , то . Таким образом, изменение импульса тела равно импульсу действующей на него силы.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА
Рассмотрим систему из двух или более тел. Будем различать внешние и внутренние силы, действующие на отдельные тела системы.
Внешними силами называются силы, обусловленные действием тел, не входящих в данную систему.
Внутренние силы обусловлены взаимодействием тел данной системы друг с другом.
Система тел называется замкнутой, если внешние силы отсутствуют.
В замкнутой системе тел действуют только внутренние силы. Если же взаимодействием с внешними телами пренебречь нельзя, систему называют незамкнутой. Геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему до взаимодействия, равна геометрической сумме импульсов этих же тел после взаимодействия. В замкнутой механической системе выполняется закон сохранения импульса.
Геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной:
р1+р2 + р3 + ... + рл= const
Иными словами, геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему до взаимодействия, равна геометрической сумме импульсов этих же тел после взаимодействия. Если под действием внутренних сил изменяется импульс одного из тел замкнутой системы, то обязательно изменяются и импульсы остальных тел. Но сумма импульсов всех тел системы остается постоянной.
Импульс может оставаться постоянным и для незамкнутой системы, если сумма внешних сил равна нулю. Кроме того, возможны случаи, когда проекция равнодействующей внешней силы на какую-либо ось равна нулю. Хотя система является незамкнутой, проекция суммарного импульса на эту ось сохраняется.
РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Закон сохранения импульса позволяет понять, как происходит реактивное (от слова «реакция») движение. Если, стоя на льду на коньках, вы бросите тяжелый предмет вперед, то сами покатитесь назад, хотя и не отталкивались ото льда. Реактивным является движение ракет.
ПРИНЦИП ДВИЖЕНИЯ РАКЕТЫ
Летящая ракета представляет собой систему двух взаимодействующих тел, состоящую из оболочки с грузом и продуктов сгорания топлива (газа) (рис. 3). Ракета приобретает скорость, противоположно направленную скорости вытекания струи газа.
Рис. 4. В передней части ракеты 1 располагается полезный груз, а также космонавты. В части 2 находится топливо, которое с помощью систем управления подается в камеру сгорания 3. Здесь оно сгорает и превращается в газ высокой температуры и высокого давления. Газ вырывается через сопло 4 наружу и образует реактивную струю. Сопло имеет суженую часть, расширяющуюся к выходу, для повышения скорости вытекающей струи газа.
|