УРОК по физике в 8 классе «Виды теплообмена»
[ Скачать с сервера (47.0 Kb)
]
| 19.03.12, 23.08.41 |
УРОК «Виды теплообмена» Тип урока: знакомство с новым учебным материалом, коррекция знаний учащихся ЦЕЛИ УРОКА: Образовательная: проверить знание учащимися понятий внутренняя энергия, количество теплоты, знание видов теплообмена и умение их распознавать, выявить уровень умений учащихся решать типовые задачи на расчет тепловых процессов, пользоваться справочными таблицами; оценить умения учащихся проводить само- и взаимоконтроль, работать в группе. Воспитательная: приучать детей к аккуратности при решении задач в тетради, оформлении классной доски; развивать навыки коллективного труда, взаимопомощи, ответственности. Развивающая: продолжить развитие монологической речи с использованием физических терминов; продолжать учиться анализировать условие задачи, анализировать ответ одноклассников, доказывать свою точку зрения. Подготовка к уроку На уроке необходимы: карта коррекции – одна на класс; рабочие карты – одна на 2-4 человека; памятки "Анализ решения задачи у доски”, "Показатели самооценки домашнего задания”, "Самооценка решения задачи”, "Оценка работы в группе” - по одной на 2-4 человека. Ход урока. Организационный этап. Формулировка цели урока, знакомство учащихся с планом урока. Для обеспечения мотивации познавательной деятельности учащихся, активной мыслительной деятельности, самоконтроля используются рабочие карты групп, где указаны тема, цель, вид деятельности, время работы. Проверка знания учащимися фактического материала. Проводится в форме теста с последующей взаимопроверкой. Диагностический тест. 1. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела? А. От массы и скорости тела. Б. От высоты тела над землей и его скорости. В. От температуры и массы тела. 2. В металлическую кружку налита вода. Какое из перечисленных ниже действий приводит к изменению внутренней энергии воды? А. Нагревание воды на горячей плите. Б. Приведение воды в поступательное движение вместе с кружкой. В. Совершение работы над водой: перемешивание ее миксером. 3. Какая температура принята за 0оС? А. Температура льда. Б. Температура тающего льда при нормальном атмосферном давлении. В. Температура тающего льда, перемешанного с солью. 4. Внутренняя энергия детали после её обработки на токарном станке: А. Уменьшилась в результате теплообмена. Б. Уменьшилась за счет совершения работы. В. Увеличилась за счет совершения работы. 5.Одинакова ли внутренняя энергия одной и той же массы холодной и горячей воды? А. Одинакова. Б. Внутренняя энергия горячей воды больше, чем , холодной. В. Внутренняя энергия холодной воды больше, чем ,горячей. После выполнения теста ребята меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работы, используя коды ответа, и выставляют оценки в рабочую карту. Двойку не ставят. № вопроса 1 2 3 4 5 Код ответа В А Б В Б 5 правильных ответов – "5”; 4 правильных ответов – "4”; 3 правильных ответа – "3”. После выставления оценок обсуждаем с учениками результаты работы: " Кто получил "5”? Кто получил "4”? У кого прочерк? Какие ошибки допущены? У кого такие же ошибки? Обратите внимание на карту коррекции, отметьте в тетради, что вам нужно еще подучить. Изучение нового материала План изложения нового материала: 1.Теплопроводность; 2.Явление конвекции в жидкости и газах; 3.Излучение. Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: путем совершения работы и путем теплообмена. Изменения внутренней энергии посредством теплообмена может производиться по разному. Различают три вида теплообмена: Теплопроводность Конвекция Излучение 1.Теплообмен посредством теплопроводности. Теплопроводность – такой тип теплопередачи, когда тепло перемещается от более нагретых участков тела к менее нагретым вследствие теплового движения молекул. Очевидно этот перенос энергии требует определенного времени. Обратимся к опыту. (Опыт по рис.63 учебника). Выясним, почему сначала отпадают те гвозди, которые ближе к пламени. Как вы думаете, почему так происходит? Выслушав ответы учащихся, акцентируем внимание учащихся на физическое содержание процесса. У пламени горелки молекулы, получив избыток энергии, начинают совершать колебания с большой амплитудой, передавая часть энергии при соударениях с соседними слоями. Особенность теплопроводности в том, что само вещество не перемещается. Ясно чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идет перенос тепла. Все кристаллы имеют хорошую теплопроводность. И наоборот, те вещества, в которых расстояния между молекулами большие – плохие проводники тепла. Это – различные породы древесины, строительный кирпич, в котором есть поры, заполненные воздухом, различные газы. Плохая теплопроводность у шерсти и меха, так как между ворсинками также много воздуха. Именно наличие меха позволяет отдельным животным переносить зимнюю стужу 2. Под конвекцией понимают перенос энергии струями жидкости или газа. (Опыт с вертушкой над горящей лампой накаливания). Вопрос к учащимся : Как вы думаете , почему вертушка вращается? Объяснение этому факту может быть одно: холодный воздух при нагревании становится теплым, его плотность уменьшается и поэтому он поднимается вверх. Конвекция происходит в жидкостях . Пример с нагреванием жидкости в колбе. Примеры конвекции в жидкостях и газах: Нагревание воды в чайниках и кастрюлях, система отопления помещений. Очевидно, что главным отличием конвекции от теплопроводности является то, что при конвекции происходит перенос вещества ,имеющего большую внутреннюю энергию, а при теплопроводности вещество не переносится. Холодные и теплые морские и океанские течения – примеры конвекции. 3.Под лучистым теплообменом, или просто излучением, понимают перенос энергии в виде электромагнитных волн. Любое нагретое тело является источником излучения. Этот вид теплообмена отличается тем, что может происходить и в вакууме. Ведь солнечная энергия доходит до Земли. Опыт с теплоприемником. Объяснение результата опыта. Темные тела лучше поглощают энергии, но и лучше отражают ее в окружающую среду. Два одинаковых тела, нагретые до одной температуры, остывают по - разному, если у них разный цвет поверхности. Способность светлых тел хорошо отражать лучистую энергию используется при строительстве самолетов; крыши высотных зданий в жарких странах также красят в светлые тона. Работа в группах. На этом этапе урока ребята в группах обсуждают решение качественных задач. Вклад каждого ученика оценивает группа, используя памятку "Оценка работы в группе”. -Давайте обсудим в группах решение задач : 1.Какой из стаканов при наличии кипятка с большей вероятностью останется цел? рис. 1 2.В какой кастрюле находящая в ней жидкость охладится быстрее? рис.2 3.В каком чайнике кипяток остынет быстрее? рис. 3 4. Почему увеличивается показание термометра? Какой вид теплообмена здесь наблюдается?
рис. 4 На обсуждение дается 2 минуты. Решите, кто будет выступать от группы по каждому вопросу. -Кто хочет ответить на первый вопрос? -Кто хочет добавить или исправить что-то? Кто согласен с ответом? Какую роль играет тепло и теплообмен в нашей жизни и окружающей природе можно прочитать в научно – популярной книгах и журналах. На ваших столах лежат распечатки из научно – популярной книги для учащихся, рассказывающая о роли тепла в нашей жизни. Прочитайте тот материал, который выделен, а потом выборочно ответите, что вы узнали из этого материала. (После 5-6 мин чтения проводится опрос) Ответы учащихся оцениваются. О роли теплообмена в мире животных вы можете узнать, если внимательно рассмотрите предложенные вам картинки. Подумайте: 1.Почему у многих животных тело покрыто мехом? 2.Защищает ли жировой слой китов, моржей, тюленей? 3.Как спасаются от холода птицы? Подведение итогов работы. Оценки за урок Рефлексия. -Как вы усвоили пройденный материал? -Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть? -Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы? Домашнее задание. §31 . Желающие могут подготовить доклады: «Виды теплопередачи в быту», «Теплопередача в атмосфере», «Теплопередача и животный мир». Изготовить коллекцию веществ, которые хорошо проводят тепло, а которые – плохо. №121 -125 Показатели самооценки домашнего задания. Вы самостоятельно решили дома задачу и ошибок нет – "5”. Вы решили задачу с чьей-либо помощью, ошибок нет, и вы поняли, как решать задачу – "4”. В задаче есть хоть одна ошибка – "3”. В задаче две и более ошибок __. Не сделали домашнюю работу __. Самооценка решения задачи. Вы решили задачу самостоятельно и правильно – "5”. При решении задачи вы использовали тетрадь, учебник, помощь товарища или учителя, но все решили правильно –"4”. Вы решали самостоятельно, но ошиблись в вычислениях –"4”. Вы ошиблись в формулах или не смогли выполнить вычисления- "3”. Вы не решили задачу __. Оценка работы в группе. Ученик был активен и предлагал правильные ответы - "5”. Ученик допустил ошибки в суждениях – "4”. Ученик был малоактивен при обсуждении или неуверен в знаниях __. № вопроса Что проверяется Где получить нужную информацию (самостоятельно) 1 Знание того, что внутренняя энергия зависит от температуры и массы 2 Умение распознавать способы изменения внутренней энергии 3 Знание, как получить температуру 0оС 4 Умение узнавать явление теплопроводности 5 Знание особенности поглощения света черным телом Карта коррекции Литература: Громов С.В., Родина Н.А. Физика – 8 Издание 3 Москва Просвещение, 2001 год. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике Москва Просвещение, 2002 год. Мартынов
|
Категория: 8 класс | Добавил: Admin
|
Просмотров: 2708 | Загрузок: 242
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|